Воскресенье, 19.05.2024, 07:22
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт

Главная » 2013 » Март » 31 » Коррекция речи
04:54
 

Коррекция речи

Тифлопедагог

Дети с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения

Чтобы понять, какие дети относятся к этой категории детей, нужно знать, что не любое отклонение от нормы в анатомии или функциях зрительной системы следует определять, как зрительное нарушение.
Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения.

ЗРИТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ - это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании.
Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности.

Причины нарушений зрения.

Врожденные:


  • вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп,менингит, токсоплазмоз, и др.),
  • нарушениями обмена веществ матери во время беременности;
  • наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);
  • иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие
    нарушения проявляются не сразу).

Приобретенные:


  • внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;
  • в связи с повышением внутриглазного давления;
  • на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;
  • недоношенные дети с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.
  • Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и
    приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения,
    может быть несколько.

Методы ранней диагностики.

Очень важна ранняя диагностика детей группы риска.

Существуют определенные тесты для проведения проверки зрения ребенка.

1 тест - проверка на возможность прослеживания глазами за светящимся предметом (фонариком) или яркой игрушкой на расстоянии 10 - 15 см в любом направлении.
Проводится в 4 - 4,5 мес.

2 тест - для проверки остроты зрения. Предлагается выложить на светлый стол хлебные крошки диаметром 3, 1,5 и 0,5 мм. Ребенок в 6 мес. может увидеть крошки диаметром 0,5 мм.

3 тест - на выверение остроты зрения для обоих глаз. Для проведения этого обследования ребенка нужно посадить на колени маме, а напротив них садится ассистент с яркой и интересной игрушкой в руках. Логопед из-за спины ребенка закрывает рукой вначале его правый, затем левый глаз. При попытке рассмотреть игрушку ребенок с нормальным зрением пытается убрать руку или наклонить голову.

Классификация зрительных нарушений.

Различают следующие типы детей с нарушением зрения:

1. слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04),

2. слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2),

3. дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3)

Особенности проявления нарушений зрения у детей.

Т.к. при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны.
Речь часто формируется с задержкой. Вместе с тем, сформировавшаяся речь нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих. Отмечается склонность этих детей к рассуждательству, но слова часто не выражают конкретного их значения или используются неадекватно. Отвлеченные понятия у слепых детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен высокий уровень развития вербальной (словесной) памяти. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.
Слепота тормозит двигательную активность ребенка.
Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к периоду школьного обучения.

Основные этапы медико-педагогической коррекционной работы.

1. Лечебные мероприятия:


  • медикаментозное лечение;
  • лазеротерапия;
  • лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения;
  • лечебная физкультура.

2. Сенсорное воспитание:

  • развитие зрительного восприятия и формирования предметных представлений,
  • развитие слухового восприятия и внимания,
  • развитие осязания.

3. Развитие речи.

4. Формирование различных видов деятельности:

  • предметной и игровой, мыслительной деятельности (укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом, формирование элементов логического мышления),
  • продуктивной (лепка, конструирование, ручной труд),
  • элементов трудовой деятельности.

5. Физическое воспитание:

  • различные физические упражнения на развитие основных движений, физических качеств (быстроты, точности, равновесия), координации движений;
  • занятия по умению ориентироваться в пространстве, преодоления скованности, неуверенности, боязни пространства, возникающих на фоне зрительной патологии;
  • спортивные и подвижные игры.

6. Эстетическое развитие:

  • музыкальное воспитание и ритмика,
  • ознакомление с художественной литературой,
  • театрализованная деятельность.

7. Социальная адаптация:

  • формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
  • формирование представлений о самом себе,
  • формирование навыков самообслуживания.
Просмотров: 296 | Добавил: rinvin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz