Воскресенье, 19.05.2024, 08:25
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт

Главная » 2013 » Март » 30 » Программа профилактики снижения зрения путем ко�
17:38
 

Программа профилактики снижения зрения путем ко�

ФГУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены»
Роспотребнадзора

Утверждаю:
Директор ФГУН
«Новосибирский
НИИ гигиены»
А.Я. Поляков
«24» мая 2011 г.

ПРОГРАММА
профилактики снижения зрения путем коррекции пищевых рационов при работе с персональными компьютерами

Разработчик:
врач-офтальмолог
клинического отдела ФГУН
«Новосибирский НИИ гигиены», к.м.н.
М.А. Кузьменко
«24» мая 2011 г.

Актуальность

Чрезвычайно актуальным в современных условиях является сохранение здоровья человека в условиях формирования всеобщего информационного пространства.

Воздействие полиморфных излучений от работающей аппаратуры в сочетании с интенсивной умственной деятельностью и выраженной гиподинамией можно рассматривать как комплексный стрессогенный фактор. Работа с персональным компьютером (ПК) сопровождается развитием стресса, приводящего к снижению адаптационныхвозможностей, уровня физиологических резервов, гомеостатического потенциала организма и, в конечном счете, развитию состояния предболезни [2, 3].

Бурное развитие компьютерной техники привело к резкому увеличению зрительной нагрузки и, что более важно, к следующим принципиальным особенностям изображения на экране видеотерминала от традиционного печатного текста:

  • изображение на экране - самосветящееся, тогда как печатный текст воспринимается в отраженном свете;
  • изображение на экране формируется дискретными точками, тогда как печатные знаки образованы непрерывнами линиями;
  • значение яркости изображения на экране подвержено колебаниям внутри одного символа;
  • изображение на экране характеризуется периодическим мерцанием, то есть точки на экране с определенной частотой зажигаются и гаснут, чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации [8, 11].

Указанные особенности являются «нетрадиционными» для зрения, что позволяет рассматривать их в качестве медико-технических факторов риска развития зрительных нарушений.Поданнымисследований.проведенныхМНИИглазныхболезнейим.Гельмгольца, длительная работа на компьютере оказывает значительную нагрузку на нейрорецепторные, мышечные и эпителиальные элементы глаза и приводит к снижению работоспособности, ухудшению зрения по причине особенностей мониторного изображения.

По данным ВОЗ, более 75% пользователей компьютеров, работающих на компьютере свыше 4 часов, нуждаются в коррекции зрения. Установлено, что работа на ПК способствует развитию миопии, нарушению аккомодации, конвергенции, бинокулярного и стереозрения [5].

Отечественные и зарубежные исследования показывают, что до 60-90%) пользователей компьютеров (условно отнесенных к категории нормы) страдают в той или иной степени компьютерным зрительным синдромом, регулярно испытывают явления зрительного дискомфорта более 40% пользователей. Длительная работа с компьютером вызывает, расстройства зрения у пользователей ПК. Они проявляются вначале повышенным зрительным утомлением, а затем рядом функциональных нарушений, объединенных термином «астенопия». В то же время в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости [7, 12,13].

Накопленный опыт офтальмологического обеспечения операторов электронных средств отображения информации свидетельствует о том, что одним из ведущих факторов развития зрительного утомления и близорукости является слабость аккомодации, связанная с дисфункцией цилиарной (аккомодационной) мышцы глаза [1,9].

Через аппарат аккомодации опосредуется влияние многих неблагоприятных факторов, способствующих развитию миопии. Эти факторы либо затрудняют его деятельность (неблагоприятные гигиенические условия для зрительной работы), либо «поражают» сам аппарат (нарушение региональной гемодинамики, дисфункция цилиарной мышцы вследствие расстройства симпатической и парасимпатической иннервации, гиподинамия)

Проблема сохранения зрения актуальна в любом возрасте, но особо надо обратить внимание на сохранение зрения в школьном возрасте, поскольку это та платформа, на которой базируется работоспособность взрослого пользователя компьютера. По данным медицинских исследований, среди дошкольников с нарушением зрения регистрируется 8% детей, к 9-му классу этот показатель возрастает до 23%, а к моменту окончания школы 35% выпускников имеют различные проблемы со зрением - ведущей среди них является близорукость. Ситуация усугубляется в период обучения в высших и средних учебных заведениях. Актуальность проблемы очевидна, так как компьютер стал ведущим инструментом получения образования. Кроме того, существенная часть досуга молодых людей проходит в социальных сетях и компьютерных играх. Такой образ жизни чреват ухудшением состояния здоровья молодежи, а, следовательно, и последующих поколений.

Цель Программы
Профилактика снижения зрения у пользователей персональных компьютеров путем коррекции пищевых рационов.

Задачи Программы

«Масло растительное капсулированное «Кедровое с провитамином A», состоящий из кедрового и облепихового масел, по 5 капсул 2 раза в день и масляную композицию «Долголетие», в состав которой входит кедровое, льняное масло и масло виноградных косточек, 5 капсул вечером до приема пищи в течение 2-х месяцев. Эти растительные масла содержат полиненасыщенные жирные кислоты омега-3 и омега-6 в оптимальном для организма соотношении, витамины A, E, B1, B2, PP, бета-каротин, фолиевую кислоту, проантоцианидины, калий, фосфор, магний, наличие которых в организме обеспечивает нормальную функцию органа зрения.

Основная и контрольная группа продолжает пользоваться компьютером в прежнем режиме. Через 2 месяца приема проводится повторное обследование.

Методы исследования. Для реализации цели исследования использовались следующие методы и методики:

  • Для диагностики компьютерного зрительного синдрома использован метод анкетирования (И. Г. Овечкин, 2006).
  • Клинико-функциональные методы исследования органа зрения: визометрия, скиаскопия, определение степени аметропии, определение спазма аккомодации по общепринятым методикам.
  • Цветотест Люшера (определение вегетативного коэффициента).

Вид деятельности учеников 10-х классов, преподавателей гимназии и офисных работников связан с высокой степенью интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки, гиподинамией и зрительным напряжением, в том числе, связанным с работой на компьютере: у взрослых (16 человек) более 4 часов в рабочую смену и у учащихся (46 человек) от 2-х до 4-х часов в день.

По результатам анкетирования у всех пользователей компьютеров, отобранных в обследуемые группы, был диагностирован компьютерный зрительный синдром. Имелись глазные жалобы: на тяжесть в глазах - 48% и 33% обследуемых в 1 и 2 группах соответственно, покраснение глаз - 48% и 43%, учащенное мигание - 16% и 10%, слезотечение - 48% и 45%, чувство инородного тела испытывали 28% и 20% обследованных лиц в 1 и 2 группах соответственно (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика глазных жалоб у обследуемых лиц

Жалобы

Группы

Основная (1)

Контрольная (2)

1

Тяжесть в глазах

15 (48%)

7 (33%)

2

Покраснение глаз

15 (48%)

9 (43%)

3

Учащенное мигание

5 (16%)

3 (10%)

4

Слезотечение

15 (48%)

11 (45%)

5

Чувство инородного тела

9 (28%)

6 (20%)

Зрительные жалобы: на чувство усталости зрения предъявляли 82,1% пользователей 1 группы и 76,2% во 2 группе, двоение испытывали 28% и 16,5% обследуемых в 1 и 2 группах соответственно, затуманивание зрения - 25% и 22,1%, болевые ощущения в глазах - 43,8% и 16,5%, трудность фокусировки - 48,3% и 13,2% обследуемых в 1 и 2 группах соответственно (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика зрительных жалоб у обследуемых лиц

Жалобы

Группы

Основная (1)

Контрольная (2)

6

Чувство усталости зрения

26 (82,1%)

16 (76,2%)

7

Двоение

9 (28%)

5 (16,5%)

8

Затуманивание зрения

8 (25%)

7 (22,1%)

9

Болевые ощущения в глазах

14 (43,8%)

5 (16,5%)

10

Трудность фокусировки

14 (43,8%)

4 (13,2%)

Проведенное офтальмологическое обследование в 1 и 2 группе выявило следующие виды рефракции: лиц с нормальной остротой зрения - эмметропией в 1 группе 14 человек (43,8%),

во 2 группе - 16 человек (53,3%), с гиперметропией слабой степени, в 1 группе - 3 человека (9,3%), во 2 группе - 2 человека (6,6%), с миопией -15 человек (46,9%) в 1 группе и 12 человек (40%) во 2 группе. Распределение миопии по степени: средней - 2 и 1 человек в 1 и 2 группах соответственно; слабой -11 и 9 человек в 1 и 2 группах соответственно, по 2 человека со спазмом аккомодации в обеих группах; и с миопическим астигматизмом - 4 и 2 человека в 1 и 2 группах соответственно (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика рефракций у обследуемых лиц

Виды рефракций

Группы

Основная (1)

Контрольная (2)

1

Эмметропия

14 (43,8%)

16 (53,3%)

2

Гиперметропия

3 (9,3%)

2 (6,6%)

3

Миопия: всего
средней степени
слабой степени
спазм аккомодации
астигматизм

15 (46,9%)
2
11
2
4

12 (40%)
1
9
2
2

Пользователь ПК в силу особенностей производственной и образовательной деятельности испытывает в значительной степени профессиональный стресс, приводящего к снижению адаптационных возможностей, уровня физиологических резервов, гомеостатического потенциала организма и, в конечном счете, развитию состояния предболезни. Это справедливо и в отношении учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, так как степень интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки, а также продолжительность рабочего дня у них не меньше, а зачастую больше, чем у взрослых пользователей компьютеров. Основной точкой приложения стресс-воздействия является нервная система, осуществляющая регуляторные и синхронизирующие функции, а именно, вегетативная часть нервной системы.

От состояния вегетативного статуса организма зависит степень его устойчивости к воздействию вредных факторов, воздействующих на него. В обследованных группах с помощью цветотеста Люшера определялся вегетативный коэффициент (ВК).

В 1 группе пользователей ПК обнаружено преобладание парасимпатического влияния вегетативной нервной системы на организм у 59,4% обследованных (19 человек) и симпатической у 40,6% работников (13 человек).

Во 2 группе обследованных - парасимпатическое влияние ВНС выявлено у 46,6% работников (14 человек) и симпатическое у 53,3% пользователей компьютеров (16 человек) этой группы (табл.4).

Таблица 4

Вегетативный коэффициент в обследуемых группах по тесту Люшера

Вегетативный коэффициент

Группы

Основная (1)

Контрольная (2)

1

парасимпатиче ский

19 (59,4%)

14 (46,6%)

2

симпатический

13 (40,6%)

16 (53,3%)

Анализ полученных данных показал, что в обеих группах 1 (основной) и 2 (контрольной) достаточно большое количество обследованных, 19 и 14 соответственно, испытывают преимущественное влияние парасимпатической части вегетативной нервной системы. То есть, у этих лиц снижены возможности организма противостоять воздействию вредных факторов на рабочем месте пользователя компьютера.

Повторное обследование групп наблюдения после курса приема кедрового масла с провитамином А и масляной композиции «Долголетие» проведено через 2 месяца. По результатам повторного анкетирования у 27 из 32 обследуемых (84,4%) некоторые жалобы, характерные для компьютерного зрительного синдрома, исчезли, либо значительно уменьшилась их интенсивность, только 5 человек не отметили каких либо изменений в состоянии органа зрения.

Таблица 5

Динамика жалоб после приема БАД «Масло растительное капсулированное «Кедровое с провитамином А» и БАД «Масло растительное капсулированное «Долголетие»

Жалобы

Всего

Нет жалоб

Уменьшились

Остались

1

Тяжесть в глазах

14

3

7

4

2

Покраснение глаз

15

7

2

6

3

Учащенное мигание

5

4

0

1

4

Слезотечение

15

6

3

6

5

Чувство «песка»

9

2

3

4

6

Чувство усталости зрения

26

9

13

4

7

Кратковременное двоение

9

5

0

4

8

Затуманивание зрения

8

3

3

2

9

Болевые ощущения в глазах

14

6

5

3

10

Трудности фокусировки

14

4

4

6

В таблице 5 показана динамика жалоб в результате приема исследуемых препаратов в течение 2-х месяцев. Во всех случаях количество жалоб значительно сократилось или уменьшилась их интенсивность (рис. 1 -5 Динамика «глазных» жалоб в результате приема БАД и рис. 6-10 Динамика «зрительных» жалоб в результате приема БАД).

Рис.1 Динамика жалоб на тяжесть в глазах в результате приема БАД

Рис.1 Динамика жалоб на тяжесть в глазах в результате приема БАД

Рис.2 Динамика жалоб на покраснение глаз в результате приема БАД

Рис.2 Динамика жалоб на покраснение глаз в результате приема БАД

Рис.3 Динамика жалоб на учащенное мигание в результате приема БАД

Рис.3 Динамика жалоб на учащенное мигание в результате приема БАД

Рис.4 Динамика жалоб на слезотечение в результате приема БАД

Рис.4 Динамика жалоб на слезотечение в результате приема БАД

Рис.5 Динамика жалоб на «чувство песка» в результате приема БАД

Рис.5 Динамика жалоб на «чувство песка» в результате приема БАД

Рис.6 Динамика жалоб на чувство усталости зрения в результате приема БАД

Рис.6 Динамика жалоб на чувство усталости зрения в результате приема БАД

Рис.7 Динамика жалоб на двоение в результате приема БАД

Рис.7 Динамика жалоб на двоение в результате приема БАД

Рис.8 Динамика жалоб на затуманивание зрения в результате приема БАД

Рис.8 Динамика жалоб на затуманивание зрения в результате приема БАД

Рис.9 Динамика жалоб на болевые ощущения в глазах в результате приема БАД

Рис.9 Динамика жалоб на болевые ощущения в глазах в результате приема БАД

Рис.10 Динамика жалоб на трудности фокусировки в результате приема БАД

Рис.10 Динамика жалоб на трудности фокусировки в результате приема БАД

Острота зрения у 10 человек из 32 (31,2%) повысилась, что подтверждают и средние значения остроты зрения без коррекции, в 1 группе: до лечения - OD / OS = 0,64/0,62 и после лечения - OD / OS =0,68/0,66. Острота зрения с коррекцией: OD / OS =0,91/0,85 до лечения и OD / OS =0,95/0,85 после лечения. А средние значения коррекции в диоптриях после лечения у 5 человек (15,5%) снизились и составили: 1,69 Д для правого глаза и 1,71 Д для левого глаза против 1,81 Д и 2,1 Д соответственно (рис. 11).

Рис.11 Динамика остроты зрения с коррекцией и без коррекции и величины коррекции в результате приема БАД

Рис.11 Динамика остроты зрения с коррекцией и без коррекции и величины коррекции в результате приема БАД.

1. Рекомендуется активизировать проведение профилактических мероприятий с целью предупреждения возникновения зрительных нарушений у лиц, работающих на компьютере более 2 и более 4 часов в день в зависимости от возраста. Пропагандировать соблюдение требований СанПиН 2.2.2./2А 1340-03 к организации режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ (приложение 1).

2. Формировать группу риска на основе анкеты (приложение 2) и проводить профилактические мероприятия с пациентами этой группы путем коррекции пищевых рационов: принимать БАД «Масло растительное капсулированное «Кедровое с провитамином А» по 5 капсул 2 раза в день и БАД «Масло растительное капсулированное «Долголетие» 5 капсул вечером до приема пищи в течение 2-х месяцев.

3. Информировать пользователей компьютеров о вредных для здоровья факторах рабочей среды и пропагандировать способы коррекции и защиты от них.

Коррекция питания

- сбалансированное содержание ПНЖК (омега-3 и омега-6) витаминопрофилактика (A, E, B1 , B2, PP, фолиевая кислота)

- биометаллы (калий, фосфор, магний)

- антоцианидины

Санитарно-гигиенические

- соблюдение требований СанПиН 2.2.272.4. 1340-03

- выполнение зрительной гимнастики и соблюдение режима труда и отдыха (приложение 1)

Санитарно-просветительная работа

- информированность о вредном факторе для здоровья

- пропаганда способов коррекции и защиты организма от вредного фактора (буклеты, брошюры, лекции, видеофильмы)

Приложение 1.

Санитарные правила и нормы. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы. СанПиН 2.2.2Л.4. 1340-03.

Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ.

Режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:

Группа А - работа по считыванию информации с экрана ПЭВМ с предварительным запросом;

Группа Б - работа по вводу информации;

Группа В - творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.

При выполнении в течении рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

ДлявидовтрудовойдеятельностиустанавливаетсяЗкатегориитяжестиинапряженности работы с ПЭВМ, которые определяются:

  • для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 ООО знаков за смену;
  • для группы Б - по суммарному числу считываемых и вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену;
  • для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ не более 6 часов за смену.

Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

Время регламентированных перерывов в течение рабочей смены следует устанавливать в зависимости от ее продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.

Продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.

При работе с ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.

При 8-ми часовой рабочей смене и работе на ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:

  • для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
  • для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут или 10 минут через каждый час работы;
  • для III категории работ через 1,5 - 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

При 12-ти часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-ми часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений.

Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ.

Категория работы с ПЭВМ

Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ПЭВМ

Суммарное время регламентированных перерывов, мин.

Группа А, количество знаков

Группа Б, количество знаков

Группа В, час.

При 8-ми часовой смене

При 12-ти часовой смене

I

до 20 000

до 15 000

до 2,0

30

70

II

до 40 000

до 30 000

ДО 4,0

50

90

III

до 60 000

до 40 000

до 6,0

70

120

Примечание: время перерывов дано при условии соблюдения требований СанПиН 2.2.272.4.1340-03. При несоответствии фактических условий труда требованиям СанПиН 2.2.272.4.1340-03, время регламентированных перерывов следует увеличить на 30%.

Согласно требованиям к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ студентов высших учебных заведений (см. 9.2. СанПин 2.2.2.542-96) регламентируются нормы времени работы за ПК: после каждого академического часа занятий с ВДТ или ПЭВМ следует устраивать перемены длительностью 15 - 20 минут с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета) и организацией сквозного проветривания (п. 9.3.2. СанПин 2.2.2.542-96).

Ниже представлены некоторые выдержки из СанПин 2.2.2.542-96, имеющие непосредственное отношение к обеспечению безопасности пользования ПК для студентов высших и средних учебных заведений.

9.2.2. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15-20 минут. Допускается время учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших курсов до 3 академических часов, при условии что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминутка и физкультпауза.

9.3.1. В средних специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумы и др.) длительность работы на ВДТ или ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять:

  • для учащихся первого курса не более 30 минут в день;
  • для учащихся второго и третьего курсов не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.
  • для учащихся третьего курса длительность учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ допускается увеличить до 3 академических часов с суммарным временем непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ не более 50% от общего времени учебных занятий.

Приложение 7.
к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
(рекомендуемое)

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо - вверх, налево - вниз, потом прямо -вдаль на счет 1-6; затем налево - вверх, направо - вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Вариант 2.

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо вниз - влево и в обратную сторону: вверх влево вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо: после чего аналогичным образом вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Вариант 3.

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см. на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Приложение 2.

Частота встречаемости субъективных симптомов зрительного утомления

Субъективные симптомы

Отсутствует
0 баллов

Имеется
1 балл

1

Чувство «усталости» зрения

-

-

2

Покраснение глаз

-

-

3

Затуманивание зрения

-

-

4

Слезотечение

-

-

5

Чувство инородного тела, песка, жжения в глазу

-

-

6

Учащенное мигание

-

-

7

Кратковременное двоение

-

-

8

Тяжесть в глазах

-

-

9

Болевые ощущения в глазах

-

-

10

Трудность фокусировки

-

-

Для диагностики и оценки выраженности синдрома зрительной астенопии применяется методика оценки частоты встречаемости и выраженности основных симптомов зрительного утомления на основе анкетного опроса (И. Г. Овечкин, 2006).

В анкете предлагается ответить на вопросы об имеющихся симптомах КЗС (отсутствие симптома 0; наличие 1). С 1 по 5 вопрос - симптомы «сухого глаза», с 6 по 10 -аккомодационных нарушений.

Список литературы

1. Аветисов Э.С. Близорукость. М.: Медицина.-2002.- с.285.

2. Ворона А.А., Головкина О.Л., Матюхин В.В., Юшкова О.И. Влияние факторов профессиональной среды на клинико-физиологический статус лиц, работающих с видеодисплейными терминалами. // Медицина труда и промышленная экология, №7, -1999, с.25-28.).

3. Голиков П.Е. Средство защиты органа зрения при работе на компьютере, сохраняющее здоровье учащихся и повышающее эффективность обучения. / Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ВУЗа».- М.- 2008.- с. 356.

4. Горбачев В.В., Горбачева В.Н. Витамины, микро- и макроэлементы. Справочник. Мн: Книжный дом; Интерпрессервис, 2002. -544 с.

5. Иомдина Е.Н. /Исследование метаболических показателей в клинике прогрессирующей близорукости. Иомдина Е.Н., Болтаева З.К., Винецкая М.И., Смирнова Т.С. // Пособие для врачей. 2001.-е. 25.

6. Конь И.Я., Шилина Н.М., Вольфсон СБ. Омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты в профилактике и лечении болезней детей и взрослых. Леч. врач. 2006; .4:5559.

7. Ланцбург М.Е. Влияние работы с дисплеем на орган зрения. / Ланцбург М.Е., Розенблюм Ю.З. //Вестник офтальмологии 1988 - № 3. - с.69-73.

8. Нестерюк Л.И. Компьютерная диагностика функционального состояния органа зрения как элемент комплексной системы охраны зрения населения. / Нестерюк Л.И., Прокофьев А.Б // Медицина труда и промышленная экология 2002 - №6.- с. 18 -22.

9. Степанова М.И.//Народное образование. 2003 - №2 с. 145-151.

10. Шилина Н.М., Конь И.Я. Современные представления о физиологических и метаболических функциях полиненасыщенных жирных кислот. Вопр. дет. диетологии. 2004; 2:6:2531.

11. Chauhan К . Time-averaged accommodation response to flickering stimuli./ Chauhan K., Charmen W.N.,Halnan A.M., Kelly СМ ., Loughlin A., Weilson K.I. Walsh G. // Ophtalm. And Physiol. Optics. 1992, vol.30.N4, p. 197-204.

12. Hanne W. Changes in visual function caused by work at a data display terminal./ Hanne W., BrewittHV/Ophtalmology, 1994, vol. 91.N1.P. 107-H2.

13. Lie I. VDT- work, oculomotor strain, and subjective complaints: an experimental and clinical study./ Lie I. , Watten R.G.// Ergonomics. 1994, vol. 3... N8. P. 1419-1433.

Просмотров: 358 | Добавил: rinvin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz